воскресенье, 15 мая 2011 г.

Пранаяма и Цигун

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 МАЯ 2011 Г.



Прана – жизненная сила, энергия, яма – контроль управления этой силой. Из такого сочетания получается - контроль, управление жизненной энергией организма.

Хатха йога прадипика отзывается так: 2.2 Когда Прана движется - движется жизнь и мысль. Когда Прана устойчива - устойчива и мысль. Чтобы достичь устойчивости, йогин должен контролировать свое дыхание. 

Гхеранда самхита: 5.35. Воздух не проходит через Нади, когда они загрязнены. Как можно тогда иметь успех в Пранаяме и достичь познания истины?

Шива самхита: 3.39. Когда йогин может по своей воле регулировать (задержку) воздуха и остановить дыхание на такое время, на какое он хочет, он достиг успеха в Кумбхаке (задержке дыхания). Есть ли вещи, которые не подвластны йогину теперь, после успеха в Кумбхаке? 

И в ряде других классических источниках по йоге, что-то отличное друг от друга я не нашел. Вся практика йоги есть сплошная пранаяма, используя специальные приемы, или нет. На физическом, психическом, или эфирном уровнях специальных отличий не существует. Все в жизни дышит, развивается, живет, испытывает био-синтез, кислородный обмен, миллиарды химических реакций и пр. программы органических и неорганических субъекта-объектов. Все это относится к пранаяме. Я различаю лишь два вида – осознанную и неосознанную пранаяму.

Это автономная природная функция, об этом уже было в статье по хатха-йоги, там непосредственно, что касается практики. Далее если исходить, чтопранаяма из самого узкого круга применения 1: 4: 2 (пропорции вдоха, задержки и выдоха), распространяется на весь живой и не живой обмен энергией, и не только энергетический, но и информационный обмен. Тогда напрашивается вывод, что все в космосе живет, дышит, пульсирует и занимается пранаямой. Сам человек, по своему развитию, может обмениваться с космосом информацией не только бессознательно, но и осознанно. Отсюда вывод, что яма, вторая приставка, обозначает контроль осознанного обмена с энергетической, эфирной и информационной матрицей Макрокосма.

В принципе ничего нового здесь нет. Сам Макрокосмический процесспранаямы был открыт очень давно. Например, в Китае еще при Мавандуйских раскопках, артефакты lll и ll вв. до н.э., где на глиняных табличках нарисованы человечки, занимающиеся определенным видом гимнастики даосской алхимии. Правда в древних источниках она обозначается, как гимнатика Даоинь. Сам термин, известный позже, как «Цигун» в этих источниках не упоминается, связано это с тем, что в Китае было много всевозможных школ практиковавших систему Даоинь: Конфуцианская, Медицинская, Даосская, Буддийская и Боевых искусств.

Только в результате исследований памятников письменности было установлено, что в книге «Религиозные хроники Цзин Мин», написанной Сюйсуанем (представителем даосской школы), содержалась глава под названием «Разыскания о Цигуне». Само же название «Цигун» не объясняло своего значения в других источниках, и не было официальным. Лишь в 1953 году Люй Гуэйчжен написал и опубликовал книгу «Практика Цигун – терапии», где термин официально зарекомендовал себя, в отличие от череды разнообразных обозначений разных школ. Кстати сам термин «Цигун», переводятся примерно, так же как и пранаяма. В книге «Практика Цигун – терапии»: «Ци означает дыхание, а Гун – непрерывное регулирование дыхания и принятие поз». В настоящее время еще Цигун включает и умственную деятельность.

Можно сделать определенное пояснение, относящиеся к методу использования тренинг-технологий. В самой практики хатха-йоги, например, есть такое понятие, как фактор вызова. Что это такое? Практикуя, вырабатывается определенного рода энергия, которая задействует все внутренние резервы организма на 100%. Такой резерв сам организм человека включает лишь в определенных экстремальных ситуациях, например при угрозе био-выживания. В обычном вялотекущем состоянии организм находится в автономном режиме. Здесь же он включается напрямую, что способствует вырабатыванию всех секретов, всех желез внутренней секреции. Это лишь одна часть из возможных вариантов воздействия йогагимнастики и похожих техник. Не буду углубляться в эту тему, заканчивая прежнюю так.

Из классических источников видно, что ядро систематического знания одно। В разных традициях, разные социально-временные и исторические моменты, возможно, наложили какие то отличия. Но сами алгоритмы те же. Меняется время, меняется социальная среда, меняется культурно-исторический пласт, внедряются новые технологии совершенствования, переосмысливается сам подход к ним. Единственно, что остается неизменно – сама суть практики.


О задержках дыхания

Шива Самхита 

3.22. Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше.
3.23. Вдыхай медленно и спокойно.
3.24. Делай Кумбхаки (задержки) по 20 раз подряд.
3.25. Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь…

3.37. Пранаямой нельзя заниматься ни после еды, ни на голодный желудок. Перед занятиями надо съесть немного молока и масла.
3.38. Тот, кто хорошо утвердился в своей практике, в этих ограничениях не нуждается. Пусть Садхака (практикующий йогу) ест небольшое количество (пищи) за один раз и практикует Пранаяму ежедневно в определенное время.
3.39. Когда йогин может по своей воле регулировать (задержку) воздуха и остановить дыхание на такое время, на какое он хочет, он достиг успеха в Кумбхаке (задержке дыхания). Есть ли вещи, которые не подвластны йогину теперь, после успеха в Кумбхаке?
3.40. Когда на первой стадии Пранаямы тело вспотеет, пот следует втереть, иначе оно теряет свою силу.
3.41. На второй стадии тело дрожит, а на третьей подпрыгивает, как лягушка. Наконец оно поднимается в воздух…

3.47. Поистине трудно заниматься йогой, однако пусть йогин идет на риск, даже если его жизнь будет держаться на волоске...

3.49. Пранаямой он освободится от всей своей Кармы, прошлой и настоящей.


Хатха-йога Прадипика 

2.2. Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание, йогин достигает устойчивости ума.
2.3. Человек живет, пока Прана (дыхание) есть в теле. Когда Прана покидает тело, его покидает и жизнь. Поэтому нужно замедлять дыхание…

2.15. Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет практикующего…

2.18. Постепенно делай вдох, постепенно делай задержку и постепенно выдыхай. Только так человек может достичь Сиддхи…

2.39. Брахма и другие боги Пранаямой победили страх смерти. От него освобождается каждый, кто практикует Пранаяму.
2.40. Когда дыхание удерживается, мысль устойчива, взгляд направлен в пространство между бровями, тогда нет страха смерти…

2.42. Когда Прана легко движется в Сушумне, тогда мысль устойчива. Это состояние Маномани (неподвижности ума), которое достигается, когда ум становится спокойным.
2.43. Чтобы достичь его, применяют разные виды задержки дыхания. Выполнением этих задержек достигаются силы Сиддхи…

2.76. В конце Кумбхаки отвлеки мысли от всех объектов. Так йогин достигает Раджа-йоги…

4.21. Управляя дыханием, йогин управляет мыслью. Управляя мыслью, он управляет и дыханием…

4.23. Когда мысль поглощается, тогда дыхание останавливается. Когда останавливается дыхание, тогда поглощается и мысль…

4.28. Когда под контролем мысль и дыхание, тогда под контролем и семя, и тело становится тогда очищенным и здоровым…

4.113. До тех пор, пока дыхание не пойдет по срединному каналу (Сушумна), до тех пор, пока семя не станет устойчивым от остановки дыхания; до тех пор, пока дыхание не соединит ум с объектом, на котором он сосредоточен - до тех пор останутся пустыми болтунами и обманщиками все те, кто рассуждает о знании…


Йога Кундалини Упанишада

1. Поскольку у сознания две причины: побуждения (васана, букв. – «скрывающая», т.е. кармы скрывающие извечно чистый свет Атмана) и движущийся (самирана, т.е. воздух), если одна из них прекращается, обе при этом уничтожаются.
2. Из этих двух движущимся (воздухом) пусть человек всегда управляет. (При этом нужны) умеренное питание, асаны, а третье — пробуждение Силы (Шакти Кала)…

40. При задержке дыхания (вместе) с четырьмя рассекающими (гуны приемами) йогинам, удалившим скверну, нужно выполнять три замка (бандха).
41. Первый — Корневой замок (Мула-Бандха), второй зовется Поднимающим (Уддияна-Бандха), третий — Замком Петленосца (Джаландхара-Бандха)…

47. В завершение задержки дыхания после выдоха надлежит делать Поднимающий замок (Уддияна-Бандха), посредством которого поднимается прана…

50. Когда (же) дыхание медленно опускается до складки живота, следует постоянно удалять из живота нечистоты...

53. В первый день следует делать задержку дыхания четырех видов, каждую — 10 раз, во второй — (добавить) еще пять.
54. В третий день (делать) 20, (потом) ежедневно увеличивая на пять, совершаемую задержку дыхания всегда сопровождают тремя замками.
55. (Существуют следующие помехи:) сонливость днем из-за ночного бодрствования или совокупления,
56. множество (расстройств), связанных с постоянной задержкой (выделения) мочи и кала,
57. вред от плохо (выполненной) асаны и чрезмерно растревоженной праны. Если упражняющийся скажет при появлении болезни:
58. мол, «до болезни меня довело упражнение йоги», — и оставит тогда упражнение — это первой помехой считают.
59. Второй называют сомнение, третьей — небрежность, четвертой — слабость, сонливость же — пятой,
60. шестой — перерыв (в упражнениях), седьмою зовут заблуждение, восьмой — ограниченность (способностей), а девятой — неискренность,
61. недостижение сущности йоги — десятая, сказано мудрыми. Эти десять преград пусть мудрый отвергнет.

Шива Свародая

376. Вдох, задержка и выдох - три аспекта практики пранаямы, которые следует знать йогину в целях очищения тела.
377. Вдох создает развитие и уравновешивает все дхату. Задержка защищает жизнь органов тела, удерживая их на своих местах.
378. Выдох разрушает грехи. Тот, кто практикует йогу дыхания, способен остановить даже смерть.
379. Следует задерживать естественное течение воздуха, насколько позволяют силы. Выдох следует практиковать путем "луны" (т.е. лунной свары), а вдыхать - путем "солнца" (т.е. солнечной свары).
380. Тот, у кого время от времени "луна" пьет "солнце", а "солнце" - "луну", будет жить, пока существуют Луна и звезды.


Патанджали "Йога-сутра" 

2: 49. Регулирование дыхания, или контроль над праной, — это прекращение вдохов и выдохов, которое следует за достижением устойчивости в позе, или асане.
2: 50. Пранаяма бывает длительной или тонкой в зависимости от соотношения трех ее компонентов — внешнего, внутреннего и стабильного; процессы задержки изменяются в зависимости от места, времени и числа.


Бхагавад-Гита 

4: 29. Другие жертвуют праной (выдыханием) стане (вдыханию), а апаной — пране, сдерживая прохождение праны и апаны, поглощенных в пранаяме.


Шри Шанакарачарья "Апарокшанубхути" 

118. Пранаяма — это управление всеми жизненными силами путем осознания присутствия Брахмана, и только его, во всех таких вещах, как ум.
119. Отрицание вселенной — это выдох. Мысль: «Я есмь Брахман» — вдох.
120. Таким образом, постоянное присутствие этой мысли есть задержка дыхания. Такова пранаяма мудрых, тогда как зажатие носа предназначено лишь для несведущих.


Свами Шивананда "Наука Пранаямы" 

35. Кумбхака (остановка дыхания) — это когда нет ни вдоха, ни выдоха, а тело неподвижно. Тогда он не видит форм, словно слепой, не слышит звуков, словно глухой, а телом подобен дереву. Таковы признаки того, кто достиг спокойствия.
36. Патанджали не делает особенного акцента на практике различных видов пранаямы. Он замечает: «Выдыхайте медленно, затем вдыхайте и задерживайте дыхание. Вы успокоите ум и сделаете его устойчивым». Это хатха-йоги развили пранаяму в целую науку и классифицировали упражнения.


Свами Лакшмана Джу Райна "Лекции по практике и дисциплине в Кашмирском Шайвизме"

Существует точка между сном и бодрствованием, где ты должен быть непоколебимо бдителен. Войди в Новый Мир, где формы ужасные проходят мимо. Они проходят, ты же терпи, не позволяй этим отбросам тебя увлекать за собой. Затем – рывки и толчки, Всё это ты должен выдержать. Закрой все входы и выходы, может начаться зевота, пролей слёзы, жажди, возноси молитвы и не падёшь. Трепет проходит и уходит вниз, Он возносится – да будет цвести он. Это – Благодать. Благословенный! Благословенный! Приветствую тебя!


Вахари Тантра 

Практикующий тантру нацеливается на прекращение неосознанного потока микрокосмических сил путем достижения контроля функций дыхания, которое представляет внешний аспект жизненной энергии. Посвященный должен овладевать дыхательным процессом до тех пор, пока он не станет самым отзывчивым и тонким инструментом.


Гораксашатакам 

Когда дыхание неровно – все неровно, но когда дыхание неподвижно – все неподвижно. Поэтому следует контролировать свое дыхание осторожно. Вдыхайте медленно и выдыхайте подобным образом, не задерживая дыхание ни чрезмерно, ни свыше вашей способности, не вдыхайте слишком поспешно, вдыхание дает крепость и контролируемое и очищенное тело, задержка дает ровное сознание и долговечность, а выдыхание является полностью очищающим.


Каула Тантра 

Смерть поедается тем, кто обращает назад поток энергии внутри тела. Энергетический поток можно повернуть назад с помощью асан, с помощью «печатей», с помощью «втягивания», с помощью контроля дыхания и с помощью медитации.


Йогини Тантра 

Верхние (рот, нос, глаза, уши и изначальное отверстие) и нижние (отверстия ануса и половых органов) врата следует держать закрытыми, с тем, чтобы жизненная энергия не покидала тело. Путем концентрации экстатических сил внутри себя удивительные видения озаряют мысленное небо. Это одно из особых таинств, которое сокращает путешествие освобождения.


Гораксашатакам 

Йогин уничтожает болезни – асанами, кармы – контролем дыхания, беспокойство сознания – путем отключения чувств от внешнего мира.


Лакшми Тантра 

Сначала следует тщательно искупать тело проточной водой, затем используйте умащения и украшения, этот тип купания следует сочетать с контролем дыхания. Это делается с целью уничтожения как внутренней, так и внешней грязи и подготовке человека к духовности.


Калачакра Тантра 

Дыхание, мысль и семя – это три составляющих потенциала просветления. Их надо гармонизировать и сознательно контролировать. Йогин, который сводит вместе дыхание, мысль и семя становится неуничтожимым, наделенным трансцендентной способностью.


Горака Самхита 

До тех пор, пока дыхание находится в движении, семя так же движется. Когда дыхание прекращает двигаться, тогда семя остается в покое.


Чандамахаросана Тантра 

Он должен удерживать дыхание и сжимать нижнюю часть живота, зрительно представляя божественного Будду Чандамахаросану в союзе с Богиней Мудростью-Энергией, он должен прижать свою пятку к основанию (мошонке) и язык к крышке (нёбу). Концентрируя свои трепещущие мысли и контролируя дыхание, он предотвратит движение семени наружу. Таким образом ему надлежит практиковать Йогу Освобождения.


Гхеранда Самхита 

Закройте анальное отверстие пяткой левой ступни, прижмите эту пятку правой ступней осторожно, двигайте медленно мышцами прямой кишки и постепенно сжимайте мышци йони или промежности (место между анусом и мошонкой). Сдерживайте дыхание, используя джаландхара бандху (прижимание подбородка к груди и сжатие горла). Это называется махабандха, она действительно уничтожает разложение и смерть. Когда человек знает, как использовать ее правильно, она помогает ему выполнить все желания.


Шесть йог Наропы

Если практикующий в состоянии задерживать дыхание без напряжения в течение двух минут, считается, что он выполнил минимальное требование на пути к овладению пранами; задержка в четыре минуты считается средним показателем; в шесть и более минут составляет уже высшее требование.


Ю-Фань-Пи-Чух 

В момент, когда мужчина собирается эякулировать, он должен поднять голову и задержать дыхание. Сердито сверкая и двигая глазами слева направо, он должен напрячь живот, заставляя семя вернуться и войти в его вены. Эта великолепная практика улучшает зрение и укрепляет дух.


Ко Хунг

Необходимо сделать вдох через нос, закупорить нос и мысленно считать пульс. Когда счет дойдет до ста двадцати ударов, отпустить дыхание через рот. В этом методе дыхания, необходимо поставить себе цель, чтобы не слышать звуков вдоха и выдоха. Правило такое, что вдыхать нужно много, а выдыхать – по чуть-чуть. Также нужно подвесить перо дикого гуся перед своим ртом и носом. Перо не должно двигаться, когда дыхание освобождается – это должно быть целью. Постепенно с практикой должно увеличиться количество сердечных ударов, в течение которых происходит задержка дыхания. После очень длительного времени, будет возможным довести продолжительность задержки до тысячи сердечных ударов. Когда пожилой человек достигнет этой стадии он трансформируется в молодого…


Роберт Э. Свобода "Агхора II: Кундалини" 

Сиддх Чаурангинат - был учеником и современником Горакхната. Легенда говорит, что он был сыном бенгальского царя Девапалы. Первая жена Девапалы умерла, когда Чауранги был еще ребенком, и его отец взял новую жену, которая прибегла к обману, чтобы привести своего собственного сына на трон. Чауранги отвели на лесную поляну, где ему отрубили руки и ноги. Здесь его нашел Матсьендранат, который поручил Горакхнату позаботиться о юноше без конечностей. Горакхнат обучил его йоге "задержки дыхания в чаше" (кумбхаке), и после двенадцати лет этой практики его конечности были чудесным образом восстановлены силой его сознания...

Раздел пранаямы, который касается задержки дыхания, называется кумбхака, от слова кумбха, горшок. Что это за горшок? Здесь под горшком подразумевается торс, грудная клетка и брюшная полость, в которых можно удерживать прану. Ты видел, как горшечник делает горшки. Здесь ты "делаешь" горшок, придавая своему телу полную устойчивость. Достигнув ее, можно переходить к стадии кевала-кумбхаки, на которой дыхание может прерываться на несколько минут. Лишь овладев кевала-кумбхакой, ты делаешь ум соврешенно устойчивым. Твое поклонение может быть устойчивым лишь в той степени, в какой устойчив твой ум.


Триада II, 1,§ 31, стр.143 

А кого из так верующих Божия любовь подняла к подлинному единению с Господом вселенной, те, пребывая в молитве без пищи и дыхания, по отеческому наставлению, сводят свой ум вовнутрь и через эту настроенность к Божественному единению удостаиваются таинственного, несказанного духовного дара молитвы, который непрестанно с ними и пребывает...


Св. Симеон Новый Богослов 

Замедли дыхание, чтобы дышать не слишком свободно. И попытайся мысленно найти в груди место сердечное, где естественно любят иметь свое пребывание все силы душевные, и прежде всего ты найдешь там тьму и грубость неослабную


Божественный Григорий Синаит 

Сдерживай же и дыхание легких, чтобы оно не было слишком свободным. Ибо дыхание воздуха, от сердца исходящее, помрачает ум, возбраняя или не допуская ему снизойти к сердцу, и развивает мысль. Не допуская его к сердцу, оно предает его в плен забвению или настраивает его поучаться иному, а не должному, оставляя его нечувственно пребывать в том, в чем не следует. Если увидишь нечистоты лукавых духов, то есть помыслы, возникающие или изображающиеся в уме твоем, не ужасайся, не удивляйся; но если и добрые уразумения некоторых вещей явятся у тебя, не внимай им, но, удерживая дыхание по возможности, и ум заключая в сердце... ты скоро истребишь и сокрушишь их


Питер Кэлдер "Око возрождения" 

Выполнение шестого ритуального действия заключается в следующем: стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком "Ха-а-х-х-х", стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше - столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания, - расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох


Андрей Лапин

...Если вы не вдыхаете, а продолжаете удерживать это состояние, и вы чувствуете внутри панику вашего ума... это очень похоже на то, что происходит в ходе випассаны или перепросмотра. Происходит то же самое – вы возвращаете на место удаленные когда-то из вас же ваши куски энергии, которые и были здесь, но они встали не на своих места... Задержки дыхания – это самые сильные из видов упражнений, которые вызывают изменения в энергоструктуре, в состоянии человека. Если вы делаете асаны, какие-то движения – это все намного слабей...


6 коммент.:


ШАМАН ГОР комментирует...
В статье что-то про цигун потерялось, придется дописать позже, хотя такой стройности как у индусов в пранояме нет пожалуй....но есть отличия...это точно....
Нэла_Lu-li-n комментирует...
Абалдеть. Читать - не перечитать. Обожаю такое. Прям вся утопаю в термИнах всяких и вумных словах. Но не это главное. Это всё так интересно! Моё любопытство до утра останется жить на этой страничке. А с утреца на работке мы с ним здесь и встретимси.
Нэла_Lu-li-n комментирует...
Прочла. Удивительные вещи. ВААААЩЕЕЕ КАКИЕ ВЕЩИ! Это надо читать, выписывая для себя. Потому как мыслей и опыта полезного в этом слишком много. :)
Нэла_Lu-li-n комментирует...
Нахожусь в размышлении - чем мне в тело втирать пот, когда я в стойке с опорой на плечи, руки вверх, а ноги завязаны в лотос?
ШАМАН ГОР комментирует...
А что выписывать то, блог он и есть гласная записная книжка.... Можно сделать вывод, что ци в основном связывают с одним типов поступающим при дыхании в тело....
Нэла_Lu-li-n комментирует...
Это может у тебя в голове всё помещается, да еще и по полочкам. Моя голова устроена иначе. Потому выписываю, схематизирую, сворачиваю. Вот так оно во мне и укладывается. Есть еще один вариант - очень много на тему с кем-либо помолоть языком. Тоже действует безотказно:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий