Однако уже в начале нашей эры тонкости гармонии и секреты распевов были утеряны, сакральное музыкальное искусство приходит в упадок. В IV в. известный древнеиндийский музыкант и теоретик Ирайянар в трактате “Музыкальная грамматика” с горечью замечает:
“Никто почти не знает, как петь и играть их (тексты Вед. - В. Е.), и оттого нет силы им и прочим заклинаниям. Пропало волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания. Музыка же не может быть записана, как не может быть описана душа. Она [музыка] - душа материи”.
Индийская гамма.
В одном из самых ранних индийских трактатов о музыке - “Гиталанкаре” Бхараты (I в. до н. э.) - сообщается, что существуют 3 исходных звукоряда (грама), но детально описываются только два - шадджа- и мадхьяма-грама. Нарада (VIII в. н. э.) в “Сангитамакаранде” отмечает, что 3-й звукоряд, гандхара-грама, “известен лишь в небесном мире, на земле же его не знают”(Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967, с. 130).
Бхарата дает следующие названия 7 ступеней восходящей древнеиндийской гаммы: шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата, нишада (принятые сокращения: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни). Название первой ступени “шадджа” он толкует как “рожденная шестью”, подразумевая при этом 6 “мест возникновения” звука в организме человека (пуп, грудь, сердце, два бока, голова). Нарада приводит перечень корреляции 6 нот с частями тела (голова, руки, грудь, шея, бедра, ноги), а 7-й ноте - шаддже - ставит в соответствие “душу” (джива). Но душа, по древнеиндийским представлениям, тождественна Брахману или составляет его часть. Из Брахмана же возникает мир со всем, что в нем находится, в том числе и человеческими телами. Получается, что перечисленные выше части тела есть в некотором смысле производные души.
Музыковед Курт Закс отмечает, что мелодии “Самаведы” построены на 6 нотах, хотя теоретически существовало 7. Структура древнейшего нисходящего звукоряда саман также 7 = 1 + 6, что частично отражено в названиях его ступеней. Самая высокая ступень - “крушта” (“вызванная к звучанию”), далее в нисходящем порядке идут ступени с названиями, образованными от числительных, - “пратхама” (“первая”), “двитийя” (“вторая”) и т. д., за исключением последней - “атисварья”.
Спиральный звукоряд.
Подобная структура звукорядов напоминает взаимоотношения основного тона колеблющейся струны и его обертонов. Сложное колебание струны представляет собой сумму колебаний ее частей, находящихся в простых “гармонических” отношениях 1, 1/2, 1/3 и т. д. Если тон целой струны (1-я гармоника) считать тоникой, то следующие 6 тонов нечетных гармоник (четные являются удвоенным повторением нечетных) - 3, 5, 7, 9, 11, 13 - при сведении их в октавный диапазон составят некий звукоряд, который, может быть, и является потерянным звукорядом гандхара-грама.
Что же касается звукоряда, получившегося на основе нечетных гармоник струны, то он охватывает меньший диапазон, чем октава, но его можно продолжить, добавив тонику с октавой и еще одну гармонику, сведенную в октаву, а именно 15-ю (h). Получится спираль, в которой три ступени на одном витке имеют параллельные ступени на другом витке (рис. 5.5.4).
Рис. 5.5.4
Скрытую форму “спирального” звукоряда можно обнаружить в комментариях Плутарха к “Тимею”, где он сообщает, что в Вавилоне существовало следующее “музыкальное” взаимоотношение между сезонами года: весна и лето - октава (1/2), весна и осень - кварта (3/4), весна и зима - квинта (2/3). Такие пропорции возможны только в том случае, если октава на годовом круге закручивается в спираль (рис. 5.5.5).Рис. 5.5.5
Спиральным, по сути, оказывается и распределение китайских стихий на базис-схеме, когда год делится на 5 частей, соответствующих 5 стихиям. Новый виток будет образовывать дополнительная 6-я стихия - вторичный огонь, совмещающийся с огнем. Это можно наглядно продемонстрировать с помощью свертки в спираль системы 12 люй, коррелирующей со стихиями в порядке “взаимопорождения” (рис. 5.5.6).Рис. 5.5.6
Задолго до Ньютона в Китае существовали представления о связи света и музыки. Каждая ступень пентатоники символизировалась своим цветом. Однако найти какую-либо явную закономерность в подобной связи трудно. Другое дело, если сравнить традиционную цветовую символику со световым спектром, представленным в виде спирали, подобно исследуемому “спиральному” звукоряду.Рассмотрим на базис-схеме расположение цветовой символики стихий как определяемое порядком их “взаимопорождения” (рис. 5.5.8). На схеме видно, что три спектральных цвета совпадают с соответствующими участками светового спектра, представленного в виде спирали. Это - синий (дерево), красный (огонь) и желтый (почва) цвета. Черный (вода) и белый (металл) цвета соответствуют делению всего спектра на холодные и теплые тона, а также маркируют максимумы относительной цветовой видности при сумеречном и дневном зрении. Но что самое важное, цвета Неба и Земли помещаются в те участки спектра, которые в индийском звукоряде занимают добавочные ноты какали Ни и антара Га.
Рис. 5.5.8
Таким образом, Небо и Земля, символизирующие по древнекитайским представлениям две космические силы, являются аналогами “толчков”. Но существует еще и третья “сила” - Человек – которую следует совместить с вторичным огнем. На рис. 5.5.8 видно, что при порядке “взаимопорождения” стихий Земля (ди) коррелируют с почвой (ту), а Небо (тянь) с огнем, а при “современном” порядке Небо изменяет корреляцию на металл. С почвой и металлом традиционно коррелируют “старшие” триграммы Кунь (“Земля”) и Цянь (“Небо”). В медицине почва и металл символизируют функциональные системы селезенки и легких, куда поступает “земная” и “небесная” пища. Психоэмоциональное воздействие индийского звукоряда.
Свара и шрути.
Индийская музыкальная система обладает одной важной чертой, отличающей ее от всех музыкальных систем мира. Помимо выделения в звукоряде 7 ступеней (свара) существует еще разделение октавы на 22 шрути (букв. “то, что услышано”). Шрути представляют собой организующиеся вокруг свар микротоновые зоны, определяющие фиксированные различия в высоте звука. Между сварами может находиться 2, 3 или 4 шрути, причем для каждого случая величина шрути различна. Поэтому звукоряд, составленный из них, является нетемперированным и неравномерным.
Как свары, так и шрути наделялись психоэмоциональными характеристиками. Известно, что воздействие на человека звука как энергетического явления, характеризуемого частотой, силой и тембровой напряженностью, вызывает не только соответствующие смены напряжений в психофизической области, но и изменения “психической” энергии. Но насколько правомерно говорить о конкретной связи музыкальных ступеней с теми или иными психическими проявлениями? Современная наука пока этого не знает.
Бхарата в “Натьяшастре” выделяет 8 эмоциональных состояний, соответствующих сварам: Ма и Па - веселье и любовь; Са и Ри - героизм, гнев, изумление; Га, Ни - печаль; Дха - отвращение, страх(Музыкальная эстетика стран Востока, с.131). Шарнгадева (XIII в.) в “Сангитаратнакаре” дает эмоциональные характеристики шрути:
“Шрути разделяются на следующие пять видов - жгучие, широкие, жалостливые, нежные и нейтральные. Эти [виды шрути] распределяются по сварам таким образом: шадджа состоит из жгучей, широкой, нежной и нейтральной; ришабха из жалостливой, нейтральной и нежной; гандхара из жгучей и широкой; мадхьяма из жгучей, широкой, нежной и нейтральной; панчама из нежной, нейтральной, широкой и жалостливой; дхайвата из жалостливой, широкой и нейтральной; седьмая свара (нишада. - В. Е.) из жгучей и нейтральной”.
Шрути, нади, хромосомы.
Почему именно 22 шрути составляют октаву? Никакими математическими закономерностями или музыкальной необходимостью объяснить этого нельзя. Причину надо искать в другом. Шарнгадева в “Сангитаратнакаре” так объясняет причину возникновения 22-микротонового звукоряда:
“Как известно, от артерии, расположенной выше сердца, отходит 22 мелких сосуда. Под ударами ветра шрути проходят через них, поднимаясь из одного в другой, и поэтому образуется последовательность, в которой каждая последующая шрути выше предыдущей. Также образуются 22 шрути в горле и голове” (Музыкальная эстетика стран Востока,с.127).
Таким образом, структура звукоряда определялась древнеиндийскими психофизиоакустическими представлениями, согласно которым для каждого из 22 шрути в организме есть свой канал (нади).
Современная наука не находит подобных энергетических каналов в теле человека. Но может, все-таки число 22 определяет какие-то структуры в организме? По-видимому, его можно соотнести с хромосомным набором. У человека общее число хромосом равно 46. Из них: две половые хромосомы - мужская (Y) и женская (X) - и 44 парных. Таким образом, хромосомный набор имеет следующую структуру: Y + X + 22 пары. Эти 22 пары присутствуют в любой клетке организма. Каждая клетка выполняет свою особую функцию, что и отличает ее от других, но имеется нечто общее, что объединяет все клетки в единый организм - это хромосомный набор. Именно хромосомы как бы “связывают” клетки воедино, что, видимо, можно уподобить каналам-нади.
Каждая хромосома имеет специфическую форму и размеры, которые существенным образом определяют ее назначение. Если составить последовательность из 2 половых и 22 парных хромосом в зависимости от квадратного корня их относительной длины, то получившиеся пропорции окажутся весьма схожими с пропорциями звукоряда из 22 шрути, причем половые хромосомы встанут на место “толчковых” ступеней. Поскольку древнеиндийские звукоряды варьировались, следует говорить лишь об обобщенном и приблизительном совпадении, но, без всяких сомнений, можно построить новый звукоряд, который совершенно точно отражал бы структуру хромосомного набора человека. И тогда, возможно, музыка, основывающаяся на этом звукоряде, обладала бы удивительными качествами. Не исключено, что с ее помощью можно было бы лечить болезни, поднимать жизненный тонус, создавать определенное психическое состояние.
Чертеж антропокосмоса. М., 1993.
Продолжим наш путь детской любопытствующей непосредственности?
Новый материал будет посвящен индийской гамме и теории чакр.
Для занятий йоги можно послушать музыку тут - http://www.layayoga.ru/index.php?id=864
ОтветитьУдалить