суббота, 15 января 2011 г.

Музыка Легендарного Императора Фу Си, пентатоника и 12 "люй" Желтого Императора Хуан Ди.

"Я, прочно стоящий на Земле, а ниже – Вода, вижу над своей головой (Огонь) Небо. Между этими двумя крайними уровнями существует цикл, во время которого сменяются созидание (Дерево) и разрушение (Металл), имеющие непосредственное отношение к неподвижной точке опоры (Земле). Прекрасно понимая различия между этими символами, я сразу смогу расположить их в правильном порядке, который совершенно не совпадает с тем порядком, который я представлял себе раньше".

Согласно легенде
(напомним, что на латыни «легендами» называют хроники)
изобретателем музыки является Фу Си, который видел в ней средство для установления гармонии между человеком и двумя уровнями, между которыми он существует - между Небом и Землей, что ни в коей мере не представляется удивительным, поскольку нам известно, что подобный резонанс существует между звуками и промежуточным физиологическим уровнем, присущим с макрокосмической точки зрения именно человеку.

Названия музыкальным нотам дал Желтый Император, Хуан Ди, который установил также их соотношение с тональностью и таким образом создал звуковую гамму. Сообщается, что он направил министра по имени Лин Лунь отыскать бамбук, который мог бы издавать звуки, исходя от «желтой ноты» в центре, и воспроизводить в полном диапазоне все ноты, которые можно из него извлечь. Лин Лунь вернулся с камертоном в форме трубки, издающей основную ноту, на основании которой, как сообщают поэты, и была создана флейта Ди, позволяющая воспроизводить пять нот. Нельзя не отметить в связи с интересующим нас сейчас вопросом, что первоначальная пентатоническая гамма соответствовала Пяти элементам в восприятии мира человеком.
В позднейших текстах сообщается, что впоследствии эта флейта была им усовершенствована и позволяла воспроизводить гамму из 12 нот, после чего царь Вэнь, уже перед тем изменивший систему из восьми триграмм Фу Си и с той же решимостью, которая привела его в тюрьму, добавил еще две ноты к традиционной пентатонической гамме, ослабленные кварту и септиму. Эта гамма снова встречается в классическом сочинении Юэ Дянь, музыкальном словаре, составленном примерно пятьсот лет назад и в котором утверждается, что какой-то слепец преподнес его основное содержание императору Сяо вэню в 471 г. н.э. в подтверждение того, что он избежал массового сожжения книг, произведенного императором Цинь Ши хуан ди. В этом сочинении излагаются принципы двенадцатеричной гаммы.
При этом следует вспомнить, что Хуан Ди, считающийся автором Нэй цзин сувэнь, остающегося библией для традиционных китайских медиков, всегда при поездках по стране имел при себе две повозки: на одной находилась буссоль, а на другой – флейта на пять нот, помещенная между двумя пластинками, одной квадратной (снизу) и другой –круглой (сверху).

Желтый Император считал необходимым ввести пять интервалов, соответствующих Пяти элементам, и расположить их по трубке неопределенной длины, которая должна производить основную ноту. На основании первой ноты и длины трубки изготовили другие трубки, соответствующие по звучанию еще четырем нотам. Эти ноты соотносились с Пятью элементами и десятеричной системой, и длина трубок должна была, соответственно уменьшаться. Это означало, что 10 является удвоением 5, и было замечено, что вдвое более короткая трубка воспроизводит ту же ноту, но более высокую (верхняя октава), а вдвое более длинная – ту же самую ноту, но на этот раз более низкую (нижняя октава). Поскольку между 5 и 10 имеется только четыре цифры, был установлен следующий принцип:
нота       длина трубки     интервал

гун               10                          тоника

шан              9                            секунда

цзюэ             8                            терция

чжэн            7                             квинта

юй                6                             секста

гун               5                             октава
Поскольку все относительно, точное соотношение длины трубок особого значения не имело, но возникала новая проблема, связанная с малыми величинами используемых чисел, и точность оставляла желать лучшего. Поэтому, для большей точности потребовалось умножить первоначальные числа, и в качестве множителя было выбрано число 8, поскольку оно не только является обозначением октавы (которая, впрочем, древним китайцам не была известна), но и соответствует промежуточной восьмеричной системе.

Попутно отметим, что введение множителя 8 привело к тому, что общая сумма полученных величин равна 360, что соответствует числу градусов окружности, что позволяет равномерно распределить интервалы по кругу.
И последней, требующей разрешения, проблемой является традиционное соотношение интервалов между Пятью элементами. Но при этом следует вкратце вспомнить о том, что ошибочно называлось китайским «космогоническим» порядком первоэлементов, который существовал наряду с хорошо нам известным естественным порядком (Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода). Он представлен, как Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля, в соответствии с самым известным текстом Хун Фань (Великий Закон), соответственно высокочтимым, поскольку Конфуций даже включил его в свои «Анналы» (Шу цзин).

Такой порядок был использован для классификации музыкальных интервалов, поскольку во всех классических сочинениях, начиная с Нэй цзин су вэнь, приводится следующее соответствие:
вода       огонь    дерево    металл     земля
юй            чжен       чзюэ          шан             гун
48             56            64              72                80
секста      квинта    терция     секунда     тоника

Жак Лавье "КИТАЙСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА".
КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА.
Перевод проф. А.М.Кабанова. 

2 комментария:

  1. А где эту музыку мохно послушать

    ОтветитьУдалить
  2. Если речь идет о пентатонике - любую музыку на пентатонике, в том числе национальную, можно взять в инете. Поищите.
    Если речь идет о флейте ди - поступите так же. В инет - и авось что накопаете.

    ОтветитьУдалить