воскресенье, 16 января 2011 г.

Музыка Легендарного Императора Фу Си, пентатоника и 12 "люй" Желтого Императора Хуан Ди_продолжение

Обратимся к другому источнику.
Древнекитайская наука (Вырезка из статьи)
http://monada2006.narod.ru/Doc/drevo.htm
5.4. Вселенская гармония


Для древнего человека характерен взгляд на музыку как на нечто изначальное. В Индии, например, существовало учение о высшем звуке “Нада-Брахман”, являющемся зародышем всего мироздания. В своем первичном, “неударенном” (анахата) состоянии он непроявлен, затем развертывается в видимый мир, представляющий из себя вибрации той или иной высоты. Звуковой диапазон - это только часть этих вибраций, но и он отражает в себе все основные мировые закономерности.

По древнекитайским воззрениям, музыка также присутствует при зарождении мироздания:
“Далек исток музыки. Она создавалась по определенным ритмам, а ее основание находится в великом начале. Великое начало породило небо и землю, а последние - инь и ян. [Постоянно] изменяющиеся инь и ян, то взлетая вверх, то опускаясь вниз, соединяются между собой, образуя явления”;
“Музыка - это то, что выражает гармонию неба и земли, согласованность инь и ян” (“Люй ши чунь цю”, филос. сборник сер. 3 в. до н.э. другое название - "Обозрение Люя" ("Люй лань").

Структура традиционного китайского звукоряда в точности совпадает с представлением древних китайцев о структуре космоса. 5 тонов китайской гаммы символизировались, как показано в табл. 5.1.1, 5 стихиями и таким образом были связаны со всеми их коррелятами. Французский синолог М. Гранэ, анализируя числовую символику стихий и пропорции 5 тонов, выдвинул гипотезу о первичности древнекитайского звукоряда по отношению к 5 стихиям.
Таблица 5.1.1
Стихии (син)
Дерево (му)
Огонь (хо)
Почва (ту)
Металл (цзинь)
Вода (шуй)
Вкус
кислый
горький
сладкий
острый
соленый
Диграммы
Сяо ян
Тай ян

Сяо инь
Тай инь
Запахи
прогорклый
паленый
ароматный
гнилой
вонючий
Измерительные приборы
циркуль
весы
отвес
угольник
гиря
Направления
восток
юг
центр
запад
север
“Небесные пни”
I, II
III, IV
V, VI
VII, VIII
IX, X
Органы чувств
глаз
язык
рот
нос
уши
Органы-фу (полые)
желчный пузырь
тонкий кишечник, [“три очага”]
желудок
толстый кишечник
мочевой пузырь
Органы-цзан (полные)
печень
сердце
селезенка
легкие
почки
Первопредки
Тайхао
Яньди
Хуанди
Шаохао
Чжуаньсюй
Планеты
Юпитер (Суй син)
Марс (Ин хо)
Сатурн (Чжэнь син)
Венера (Тай бо)
Меркурий (Чэнь син)
Погодные влияния
ветер
жара
влажность
сухость
холод
“Пять качеств” (у дэ)
сдержанность (гун)
прозорливость (мин)
проницательность (цуй)
послушность (цун)
чуткость (цун)
“Пять постоянств” (у чан)
милосердие (жэнь)
приличие (ли)
искренность (синь)
справедливость (и)
мудрость (чжи)
Сезоны
весна
лето
конец лета
осень
зима
Секрет
слезы
пот
слюна
мокрота
моча
Ступени гаммы
цзюе (цзяо)
чжи
гун
шан
юй
Телесная ткань
соединительная ткань
сосуды
мышцы
кожа волосы
кости
Триграммы
Сюнь, [Чжэнь]
Ли
Гэнь, Кунь
Дуй, Цянь
Кань
Фаза развития
рождение
рост
изменение
увядание
упадок
Цвета
зеленый
красный
желтый
белый
черный
Части психики
“высшая душа” (хунь)
дух (шэнь)
мышление (и)
“низшая душа” (по)
стремления (чжи)
“Четыре качества” (сы дэ)
импульс (юань)
развитие (хэн)

оформление (ли)
стойкость (чжэн)
Чувства
зрение
осязание
вкус
обоняние
слух
Эмоции
гнев (ну)
радость (си)
желание (сы)
печаль (ю)
страх (кун)
Китайцы символизировали ступени пентатоники 5 стихиями в довольно-таки странном сочетании: стихии в “космогоническом” порядке совмещали с пентатоникой “по высоте” (рис. 5.4.3, в скобках), что противоречит логике построения всей традиционной музыкальной системы.
Если согласиться с данной корреляцией, то традиционную китайскую пентатонику следует рассматривать как музыкально-математическую основу теории 5 стихий. Действительно, ведь квинтовый ход, на котором строится пентатоника, аналогичен порядку “взаимопреодоления” стихий, представленному в обратном направлении. Вместе с порядком “взаимопорождения” последний составляет схему пентаграммы в круге, сходную со схемой на рис. 5.4.4.

При построении гептатоники используются два уже имеющихся в пентатонике названия с добавлением иероглифа “бянь” (“измененная”) - бянь гун и бянь чжи (рис. 5.4.3).


рис.5.4.3.

рис.5.4.4.


Порядок “взаимопорождения” китайских стихий, поскольку он коррелирует с восходящим звукорядом, следует рассматривать как описывающий рост энергии. Однако тут есть некоторая странность - ведь если процесс порождения рассматривать во времени, то по закону энтропии энергия должна снижаться, а не увеличиваться. Не значит ли это, что в данном порядке зафиксирован какой-то механизм, направленный на борьбу с энтропией? Но какой? Это может быть описание работы человеческого организма (или подобной ему системы), ведь известна же корреляция стихий с органами тела.

По китайской теории, циркуляция пневмы-ци в организме проходит одновременно с ее трансформацией (бянь). Различные формы пневмы, возникающие при этом, имеют корреляции со стихиями, а следовательно, и с традиционным звукорядом. Таким образом, можно предположить, что трансформации пневмы происходят в музыкальных пропорциях как изменения ее “квантованности”.
Под квантом здесь, как и в физике, понимается носитель свойств какого-либо физического поля, характеризуемый частотой (n ), периoдoм кoлебаний (Т ~ 1/n ), длинoй вoлны (L ~ u T), энергией (E ~ n 2) и т. д. Так, например, существуют кванты электрoмагнитнoгo пoля - фoтoны, звукoвoгo пoля - фoнoны и т. д.

Древние китайцы считали, что “изначальная пневма” (юань ци) в акте самотворения космоса дифференцируется на ян ци и инь ци, т. е. легкие, тонкие, “ясные” (цин) и тяжелые, толстые, “мутные” (чжо) частички (читай - “кванты”) пневмы-ци. Получается шкала модификаций пневмы, сходная с музыкальным звукорядом (ян - высокие звуки с меньшей длиной волны - “тонкие”, инь - низкие звуки с большей длиной волны - “толстые”). Если этой шкале поставить в соответствие “10 тысяч вещей” (вань у), состоящих из пневмы разного качества, то весь космос можно рассматривать как систему объектов, имеющих вибрации разной частоты и находящихся в гармонических отношениях, подобных музыкальным.

Важное место в музыкальной теории древнего Китая занимало учение о системе 12 люй - звукоряда из 12 ступеней в пределах октавы, на котором строятся все традиционные ладотональности. Ее математические закономерности были положены в основание системы мер и весов, учитывались при составлении календарей.

Согласно легенде, 12 люй возникли во времена полумифического императора Хуан Ди, который приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй). Когда тот взялся за дело, то перед ним вдруг появились две божественные птицы - самка и самец Фениксы. Каждая из них спела по 6 нот - 6 “иньских” и 6 “янских”, находящихся в определенных отношениях. Постигнув таким образом устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы. Затем Хуан Ди приказал отлить 12 колоколов с такими же тонами. Первый был назван “хуан чжун” (“желтый колокол”), так как желтый цвет был символом императорской власти.

Об удивительных качествах 12 люй создано немало преданий. Легендарные музыканты своей игрой усмиряли ветры и обуздывали жар Солнца, под влиянием их музыки за короткое время прорастали зерна, фантастическими темпами развивались живые организмы. Считалось, что музыка может служить камертоном природных явлений. Известно описание занятного эксперимента по проверке правильности календарных перемен (ци хоу). В нем использовался некий таинственный прибор, сделанный из 12 флейт-люй. Каждая из них под некоторым наклоном помещалась на отдельный стол. Флейты наполнялись пеплом, полученным при сжигании внутренней перепонки особого тростника, а концы их прикрывались тонкой тканью из шелка. Столы с трубками располагались в определенных направлениях по кругу. Для того чтобы исключить влияние ветра и шума, опыт должен был производиться в герметичной комнате, имевшей тройные стены. Предполагалось, что пепел из флейт будет выходить в тот момент, когда наступает календарный период, соответствующий тону той или иной флейты. В истории отмечено по крайней мере три удачных случая, когда опыт удался. Современному физическому объяснению этот опыт не поддается и не исключено, что в описании не хватает какой-то детали, проясняющей суть дела. Возможно, имелось в виду не синхронное, помесячное, а спонтанное “срабатывание” флейт, и, таким образом, этот прибор мог использоваться в гадательных целях. Ведь не зря же существовала кодировка тонов системы 12 люй с помощью гексаграмм “Канона перемен”.

Современная жизнь вносит свои коррективы.
Таково видение российским художником пентатоники.

 Канищев Владимир. Пентатоника. двп/акрил 70см x 103см 2009 г. Цена 26500 руб.
:)

Завтра продолжу тему материалом о спиральном звукоряде и взаимосвязи 
индийской гаммы с теорией чакр.

4 комментария:

  1. Гармония музыки это точно и есть информационная ци, так?

    ОтветитьУдалить
  2. Предлагаю продолжить и забраться поглубже. А там, глядишь, понимание оформится в словесную форму.

    ОтветитьУдалить
  3. «...Посредством мелодии и ритма можно вызывать любые чувства, следовательно, при помощи музыки человек приучается испытывать правильные чувства. Таким образом, музыка обладает силой формировать Человека»
    Аристотель, 384–322 г.г. до н.э.

    ОтветитьУдалить
  4. А человек обладает счастьем творить музыку.

    ОтветитьУдалить