воскресенье, 16 января 2011 г.

Музыка Пути. Индия.

Культовая музыка древней Индии называлась “марга сангита”, что означает “музыка Пути”. Это была музыка, “настраивающая” человека в унисон с космосом, гармонизирующая его внутреннее “звучание”. Такая музыка была частью религиозного ритуала и использовалась для медитаций, в которых постигались основные законы мироздания. По мелодиям, обладающим, как считалось, “магической силой”, проводилось чтение нараспев священных ведических текстов. С целью вызвать определенное психоэмоциональное состояние внутреннего слияния с первоисточником всего проявленного - божественным Брахманом - применялись также определенные, имеющие музыкальную основу словосочетания - мантры

Однако уже в начале нашей эры тонкости гармонии и секреты распевов были утеряны, сакральное музыкальное искусство приходит в упадок. В IV в. известный древнеиндийский музыкант и теоретик Ирайянар в трактате “Музыкальная грамматика” с горечью замечает:
“Никто почти не знает, как петь и играть их (тексты Вед. - В. Е.), и оттого нет силы им и прочим заклинаниям. Пропало волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания. Музыка же не может быть записана, как не может быть описана душа. Она [музыка] - душа материи”.

Индийская гамма.

В одном из самых ранних индийских трактатов о музыке - “Гиталанкаре” Бхараты (I в. до н. э.) - сообщается, что существуют 3 исходных звукоряда (грама), но детально описываются только два - шадджа- и мадхьяма-грама. Нарада (VIII в. н. э.) в “Сангитамакаранде” отмечает, что 3-й звукоряд, гандхара-грама, “известен лишь в небесном мире, на земле же его не знают”(Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967, с. 130). 

Вышедший из употребления звукоряд, по-видимому, являлся древнейшим и принадлежал к высокоразвитой оригинальной музыкально-акустической системе, существовавшей задолго до написания трактатов Бхараты и Нарады. Эта система входила в комплекс натурфилософских взглядов древних индийцев и поэтому представляет определенный интерес при реконструкции последнего. Структура звукоряда гандхара остается до сих пор невыясненной. Насчет двух остальных строятся разного рода предположения, но к единому мнению исследователи пока еще не пришли.
Бхарата дает следующие названия 7 ступеней восходящей древнеиндийской гаммы: шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата, нишада (принятые сокращения: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни). Название первой ступени “шадджа” он толкует как “рожденная шестью”, подразумевая при этом 6 “мест возникновения” звука в организме человека (пуп, грудь, сердце, два бока, голова). Нарада приводит перечень корреляции 6 нот с частями тела (голова, руки, грудь, шея, бедра, ноги), а 7-й ноте - шаддже - ставит в соответствие “душу” (джива). Но душа, по древнеиндийским представлениям, тождественна Брахману или составляет его часть. Из Брахмана же возникает мир со всем, что в нем находится, в том числе и человеческими телами. Получается, что перечисленные выше части тела есть в некотором смысле производные души.

Музыковед Курт Закс отмечает, что мелодии “Самаведы” построены на 6 нотах, хотя теоретически существовало 7. Структура древнейшего нисходящего звукоряда саман также 7 = 1 + 6, что частично отражено в названиях его ступеней. Самая высокая ступень - “крушта” (“вызванная к звучанию”), далее в нисходящем порядке идут ступени с названиями, образованными от числительных, - “пратхама” (“первая”), “двитийя” (“вторая”) и т. д., за исключением последней - “атисварья”.

Спиральный звукоряд.

Подобная структура звукорядов напоминает взаимоотношения основного тона колеблющейся струны и его обертонов. Сложное колебание струны представляет собой сумму колебаний ее частей, находящихся в простых “гармонических” отношениях 1, 1/2, 1/3 и т. д. Если тон целой струны (1-я гармоника) считать тоникой, то следующие 6 тонов нечетных гармоник (четные являются удвоенным повторением нечетных) - 3, 5, 7, 9, 11, 13 - при сведении их в октавный диапазон составят некий звукоряд, который, может быть, и является потерянным звукорядом гандхара-грама.

Что же касается звукоряда, получившегося на основе нечетных гармоник струны, то он охватывает меньший диапазон, чем октава, но его можно продолжить, добавив тонику с октавой и еще одну гармонику, сведенную в октаву, а именно 15-ю (h). Получится спираль, в которой три ступени на одном витке имеют параллельные ступени на другом витке (рис. 5.5.4).
Рис. 5.5.4
Скрытую форму “спирального” звукоряда можно обнаружить в комментариях Плутарха к “Тимею”, где он сообщает, что в Вавилоне существовало следующее “музыкальное” взаимоотношение между сезонами года: весна и лето - октава (1/2), весна и осень - кварта (3/4), весна и зима - квинта (2/3). Такие пропорции возможны только в том случае, если октава на годовом круге закручивается в спираль (рис. 5.5.5).
Рис. 5.5.5
Спиральным, по сути, оказывается и распределение китайских стихий на базис-схеме, когда год делится на 5 частей, соответствующих 5 стихиям. Новый виток будет образовывать дополнительная 6-я стихия - вторичный огонь, совмещающийся с огнем. Это можно наглядно продемонстрировать с помощью свертки в спираль системы 12 люй, коррелирующей со стихиями в порядке “взаимопорождения” (рис. 5.5.6).
Рис. 5.5.6
Задолго до Ньютона в Китае существовали представления о связи света и музыки. Каждая ступень пентатоники символизировалась своим цветом. Однако найти какую-либо явную закономерность в подобной связи трудно. Другое дело, если сравнить традиционную цветовую символику со световым спектром, представленным в виде спирали, подобно исследуемому “спиральному” звукоряду.

Рассмотрим на базис-схеме расположение цветовой символики стихий как определяемое порядком их “взаимопорождения” (рис. 5.5.8). На схеме видно, что три спектральных цвета совпадают с соответствующими участками светового спектра, представленного в виде спирали. Это - синий (дерево), красный (огонь) и желтый (почва) цвета. Черный (вода) и белый (металл) цвета соответствуют делению всего спектра на холодные и теплые тона, а также маркируют максимумы относительной цветовой видности при сумеречном и дневном зрении. Но что самое важное, цвета Неба и Земли помещаются в те участки спектра, которые в индийском звукоряде занимают добавочные ноты какали Ни и антара Га.
Рис. 5.5.8
Таким образом, Небо и Земля, символизирующие по древнекитайским представлениям две космические силы, являются аналогами “толчков”. Но существует еще и третья “сила” - Человек – которую следует совместить с вторичным огнем. На рис. 5.5.8 видно, что при порядке “взаимопорождения” стихий Земля (ди) коррелируют с почвой (ту), а Небо (тянь) с огнем, а при “современном” порядке Небо изменяет корреляцию на металл. С почвой и металлом традиционно коррелируют “старшие” триграммы Кунь (“Земля”) и Цянь (“Небо”). В медицине почва и металл символизируют функциональные системы селезенки и легких, куда поступает “земная” и “небесная” пища. 

Психоэмоциональное воздействие индийского звукоряда. 
Свара и шрути.

Индийская музыкальная система обладает одной важной чертой, отличающей ее от всех музыкальных систем мира. Помимо выделения в звукоряде 7 ступеней (свара) существует еще разделение октавы на 22 шрути (букв. “то, что услышано”). Шрути представляют собой организующиеся вокруг свар микротоновые зоны, определяющие фиксированные различия в высоте звука. Между сварами может находиться 2, 3 или 4 шрути, причем для каждого случая величина шрути различна. Поэтому звукоряд, составленный из них, является нетемперированным и неравномерным.
Как свары, так и шрути наделялись психоэмоциональными характеристиками. Известно, что воздействие на человека звука как энергетического явления, характеризуемого частотой, силой и тембровой напряженностью, вызывает не только соответствующие смены напряжений в психофизической области, но и изменения “психической” энергии. Но насколько правомерно говорить о конкретной связи музыкальных ступеней с теми или иными психическими проявлениями? Современная наука пока этого не знает.

Бхарата в “Натьяшастре” выделяет 8 эмоциональных состояний, соответствующих сварам: Ма и Па - веселье и любовь; Са и Ри - героизм, гнев, изумление; Га, Ни - печаль; Дха - отвращение, страх(Музыкальная эстетика стран Востока, с.131). Шарнгадева (XIII в.) в “Сангитаратнакаре” дает эмоциональные характеристики шрути:
 Шрути разделяются на следующие пять видов - жгучие, широкие, жалостливые, нежные и нейтральные. Эти [виды шрути] распределяются по сварам таким образом: шадджа состоит из жгучей, широкой, нежной и нейтральной; ришабха из жалостливой, нейтральной и нежной; гандхара из жгучей и широкой; мадхьяма из жгучей, широкой, нежной и нейтральной; панчама из нежной, нейтральной, широкой и жалостливой; дхайвата из жалостливой, широкой и нейтральной; седьмая свара (нишада. - В. Е.) из жгучей и нейтральной”.

Психофизиоакустические представления как основа индийского звукоряда. 
Шрути, нади, хромосомы. 

Почему именно 22 шрути составляют октаву? Никакими математическими закономерностями или музыкальной необходимостью объяснить этого нельзя. Причину надо искать в другом. Шарнгадева в “Сангитаратнакаре” так объясняет причину возникновения 22-микротонового звукоряда:
“Как известно, от артерии, расположенной выше сердца, отходит 22 мелких сосуда. Под ударами ветра шрути проходят через них, поднимаясь из одного в другой, и поэтому образуется последовательность, в которой каждая последующая шрути выше предыдущей. Также образуются 22 шрути в горле и голове” (Музыкальная эстетика стран Востока,с.127).

Таким образом, структура звукоряда определялась древнеиндийскими психофизиоакустическими представлениями, согласно которым для каждого из 22 шрути в организме есть свой канал (нади).

Современная наука не находит подобных энергетических каналов в теле человека. Но может, все-таки число 22 определяет какие-то структуры в организме? По-видимому, его можно соотнести с хромосомным набором. У человека общее число хромосом равно 46. Из них: две половые хромосомы - мужская (Y) и женская (X) - и 44 парных. Таким образом, хромосомный набор имеет следующую структуру: Y + X + 22 пары. Эти 22 пары присутствуют в любой клетке организма. Каждая клетка выполняет свою особую функцию, что и отличает ее от других, но имеется нечто общее, что объединяет все клетки в единый организм - это хромосомный набор. Именно хромосомы как бы “связывают” клетки воедино, что, видимо, можно уподобить каналам-нади.

Каждая хромосома имеет специфическую форму и размеры, которые существенным образом определяют ее назначение. Если составить последовательность из 2 половых и 22 парных хромосом в зависимости от квадратного корня их относительной длины, то получившиеся пропорции окажутся весьма схожими с пропорциями звукоряда из 22 шрути, причем половые хромосомы встанут на место “толчковых” ступеней. Поскольку древнеиндийские звукоряды варьировались, следует говорить лишь об обобщенном и приблизительном совпадении, но, без всяких сомнений, можно построить новый звукоряд, который совершенно точно отражал бы структуру хромосомного набора человека. И тогда, возможно, музыка, основывающаяся на этом звукоряде, обладала бы удивительными качествами. Не исключено, что с ее помощью можно было бы лечить болезни, поднимать жизненный тонус, создавать определенное психическое состояние.

Еремеев В.Е. 
Чертеж антропокосмоса. М., 1993.
Продолжим наш путь детской любопытствующей непосредственности?
Новый материал будет посвящен индийской гамме и теории чакр.

1 комментарий:

  1. Для занятий йоги можно послушать музыку тут - http://www.layayoga.ru/index.php?id=864

    ОтветитьУдалить