Gheorghe Zamfir
My heart will go on
Unchained Melody
The King Of The Pan Flute
The Flight of the Condor (El Condor Pasa)
Colors of the wind
wind of change
Midori :
Reflexology - The Mind Body and Soul Series - 2000
Feng Shui - 2000
Bonsai garden - 2005.
Началась его карьера, между прочим, не так уж давно: свой дебютный альбом "And The Stars Go With You" ("И звезды последуют за тобой") Serrie выпустил в 1987 году. И сказать, что этот альбом "имел большой успех" или, например, "стал событием в мире ньюэйджевской музыки" - это значит не сказать ровным счетом ничего. Дебютный альбом Jonn’а Serrie совершил настоящий переворот в new age и space музыке! Его космические синтезаторные звуки, гармонии, богатство мелодий, их глубина были совершенно новы и необычны. Альбом "And The Stars Go With You" стал настоящей классикой жанра. Создан же он был для обучающей программы NASA "The Teacher In Space" ("Учитель в Космосе"). Jonn посвятил свой альбом первым покорителям Космоса, погибшим при осуществлении своей героической миссии. Его музыка была исполнена на специальном шоу, посвященном закладке первого камня планетария в местечке Кристо Макалуф.
Вообще, с планетариями Jonn’а Serrie связывает очень многое. У него есть два альбома из Serrieи "Planetary Chronicles" ("Планетарные хроники"), выпущенные в 1992 и 1994 годах и предназначавшиеся специально для сопровождения разнообразных представлений, проводимых в планетариях. Кроме того, у него есть проект, где его музыка, соединенная с видеорядом маститой компании "Lucasfilm", используется сотнями крупнейших планетариев по всему миру от Лондона и Мюнхена до Севильи и Сан-Диего.
Но вернемся ненадолго в юные годы Jonn’а. Родился и вырос он на Восточном побережье, в штате Коннектикут, по-существу, в американской глубинке. С детства у него было два самых больших увлечения - музыка и авиация. И хотя мальчик начал играть на пианино в девять лет, а впоследствии даже был органистом в местной церкви, его манило небо. Jonn’а привлекала карьера летчика-истребителя. Но выбор был сделан все-таки в пользу музыки. Тяга же к небесам, самолетам стала проявляться в музыке Serrie и уже не покидала его никогда. А началась его сольная карьера тогда, когда музыкант стал работать демонстратором новых технологий разнообразных клавишных для американских лабораторий электронной музыки (Electronic Music Laboratories).
Он в совершенстве овладел электронными инструментами и активно использовал все новые технологические решения в своей музыке. За свою сольную карьеру Serrie создал девять альбомов. Все они очень разные, в каждом есть что-то свое, неповторимое. "Я связал воедино все, что знал о космосе, полетах, религии, философии и музыке, для того, чтобы помочь людям в их пути внутрь себя", - так говорит о своем творчестве сам Serrie. "Попутешествуем" теперь чуть-чуть по его альбомам.
Два года спустя после дебютного "And The Stars Go With You" вышел следующий альбом Serrie "Flightpath" ("Траектория полета"). Это был очень новаторский проект. В звучании "Flightpath" много специфических "самолетных" звуков, разнообразных акустических эффектов. За этой работой в 1990 году последовал совсем другой по стилистике и настроению, очень романтический альбом "Tingri". Его чувственная, сентиментальная музыка переносит слушателя в загадочный Тибет. При этом она отличается особенной чистотой и строгостью мелодического рисунка. В промежутке между выходом нескольких специфических "Планетарных хроник", в звучании которых уже всецело властвовал беспредельный Космос, в 1993 Serrie записал альбом "Midsummer Century" ("Век летнего солнцестояния"), который можно назвать гимном не только бесконечному Космосу, но и бесконечной любви. Вообще, космичность звучания, особая протяженность, широта музыки - это то, что отличает любое произведение Serrie. И его музыка всегда узнаваема, какой бы разной она ни была, в какой бы области ни стремился выразить себя исполнитель.
Но продолжим наш путь. В 1995 году Serrie записал исключительно нежный, наполненный загадочными звуками и тончайшими отголосками альбом "Ixlandia" ("Иксландия"). Его можно назвать родным братом "Midsummer Century".
На следующем проекте стоит остановиться чуть-чуть поподробнее. Дело в том, что в 1997 году музыкант записал альбом "Upon A Midnight Clear" ("Под ночною чистотой"), который представлял собой подборку популярных новогодних мелодий в переложении Jonn’а Serrie. Многие из читающих эти строки наверняка слышали (а может, и не раз) разнообразные обработки таких популярных мелодий, как "The Holly And The Ivy" или, например, "Little Drummer Boy". Я думаю, послушав новогодний альбом Jonn’а Serrie вы будете удивлены. В его исполнении известные темы изменились. Они стали космичны, в них появилось новое качество - человеческого Универсума, Общего Дома. Слушая "The First Noel" или уже упомянутую "The Holly And The Ivy", возникает чувство, как будто ты выходишь в ясную, зимнюю ночь из теплого дома и вот уже перед тобой разверзнутое небо, где мириадами огоньков зияют бесчисленные звезды. И ты просто ощущаешь себя частью целого, частью Космоса, частью Универсума. И все это происходит благодаря соединяющей в себе холод Космоса и тепло матери-Земли синтезаторной музыке Jonn’а Serrie. Трудно даже заранее представить, что альбом с рождественскими мелодиями (в общем-то, часто выпускаемая, стандартная, можно сказать, "проходная" музыка) может так звучать!
И теперь мы подошли к самой последней работе Serrie. Это альбом "Spirit Keepers" ("Хранители духа"), появившийся на свет в прошлом году. Он тоже удивляет. Его можно назвать опытами в жанре ambient, хотя это и не совсем верно. На альбоме Serrie сплавил воедино new age, space и ambient с этнической музыкой коренных американцев. Сейчас этим никого не удивишь: использовать индейскую музыку или, по крайней мере, отдельные ее элементы стало очень модно. Причем это происходит в самых разных жанрах, не обязательно в ньюэйдже. (Но, кстати, именно в ньюэйдж-музыке в последнее время появилось много проектов с использованием индейских мотивов.) Впрочем, "Spirit Keepers" не стал неким откровением или чем-то совсем уж нетрадиционным - его достоинства в другом. Serrie все сделал очень по-своему. Синтезаторами он трансформировал мелодии так, что "Spirit Keepers" можно назвать "музыкой космических индейцев" или музыкой духовных существ, пришедших на Землю откуда-то из глубин Космоса, из других миров и оставшихся здесь. Мы слышим в этих мелодиях голос древней прародины человечества, и память о ней не дает нам уснуть, подобно эльфам из трилогии Толкиена "Властелин колец", - хочется смотреть и смотреть со светлой грустью вдаль, в бескрайнее небо с надеждой увидеть ту самую звезду...
Вернемся от поэзии к особенностям музыки "Spirit Keepers", тем более, что она исходит в Космос от самых корней, потаенных глубин матери-Земли. Хочу сказать здесь, что у Serrie были отличные помощники - коренные индейцы, сыгравшие партии на живых инструментах. Это декламатор, флейтист и перкуссионист "Зимний Ястреб" Джон Джонсон (John "Winterhawk" Johnson), а также вокалист и перкуссионист "Голубой Волк" Том Гудман (Tom "Blue Wolf" Goodman). В звучании альбома ощущается некая гипнотичность, наверное, потому, что "Зимний Ястреб" у себя в племени creek, что проживают в Алабаме, всего-навсего "обыкновенный" шаман и духовный лидер, а "Голубой Волк" - народный сказитель и учитель индейских обычаев. Надо сказать, что встреча с этими людьми произошла в 1996 году, когда Jonn’ отправился в долину Nacoochee, чтобы записать там природные звуки. Еще одной особенностью музыки "Spirit Keepers" стала обнаженность и чистота первобытного человека, стоящего лицом к лицу перед силами Природы. Такой вот он - всегда непредсказуемый в своем творчестве Jonn’ Serrie.
Но если мы остановимся только на его альбомах, то не сможем почувствовать всю многогранность его таланта. Serrie известен не только своими аудиопроектами. Он создал музыку к пяти видеофильмам, выпущенным студией "Miramar". Кстати, и все его аудиоальбомы вышли именно на этой студии. Музыка Jonn’а Serrie - это не обычное сопровождение к видеоряду, а полноправный участник действа. Открою вам секрет: именно студия "Miramar" стала пионером в новой области, соединив в своих видеоработах музыку и фантастику, компьютерные космические миры и красоту живой природы. "Miramar" совершил качественный прорыв: музыка стала больше, чем музыкой, а видео - больше, чем видео; привычные жанры начали трансформироваться в нечто совершенно новое. И во многом это произошло благодаря творчеству музыканта-пионера Jonn’а Serrie.
У этого неутомимого исследователя музыки были и другие интересные проекты. В послужном списке Jonn’а Serrie есть совместная работа со знаменитым актером Дэвидом Керродайном (David Carradine). Они вместе создали обучающий видеофильм, рассказывающий о Тай-цзы цзюань - китайской системе духовного и физического самосовершенствования. К тому же Дэвид Керродайн сам стал продюсером данного проекта.
Остается добавить, что музыка Serrie "востребуема", она пользуется огромной популярностью во всем мире. "Моя музыка существует для того, чтобы помочь людям лучше узнать самих себя и наше место в этой Вселенной", - "скромно" говорит о своем творчестве сам музыкант. И если вам никогда не доводилось слышать музыку Serrie, вас ждет много открытий. С такими людьми, как Jonn’ Serrie, этот мир становится более своим, более понятным и в то же время удивительным, и в этом мире очень уютно и хорошо, здесь просто хочется жить!
Serrie - это живая легенда и один из тех Мастеров звука, которым удается невозможная, непостижимая глубина композиции. Глубина проникновения в душу человека и безбрежные просторы Вселенной. Его музыку нельзя "подхватить на лету", это не барабанный транс, но, однажды погрузившись в нее полностью, вы открываете новый мир. Музыка Serrie не подталкивает, не торопит, и ни к чему не принуждает. Она велика и незаметна одновременно. Она рождает образы и чувства так же легко и естественно, как запах ночной травы, безбрежное звездное небо, или прозрачная тишина гор...
Возможно, Вас заинтриговали странные непереводимые названия композиций в альбомах “Остров из неба”, “Рождение времени” и “Дитя мечты”. Вот удивительная история их появления, рассказанная самим автором.
“В 1985 году я потратил много времени, пытаясь создать с помощью своей “Ямахи DX7”* звуки фантастических инструментов для альбома "Isle of Skye" – моего первого альбома. Он должен был стать первым на рынке альбомом, содержащим вплетенные в музыку частотные биения, влияющие на волны в мозге. Поэтому я с большой тщательностью подходил к созданию звуков, но шесть месяцев работы, казалось, прошли понапрасну.
В конце концов, я сохранил то, что было создано, в памяти синтезатора, дав каждому звуку имя, которое выводится на маленький дисплей DX7. DX7 имеет 32 слота для таких звуков.
Однажды я вернулся домой из клиники и включил DX7, чтобы поработать. В глаза сразу бросилось странное имя на дисплее синтезатора – на месте некоторых букв стояли какие-то причудливые значки, которые невозможно было сопоставить ни с одним известным мне земным языком. Но если бы только это: когда я нажал клавиши инструмента, то услышал самые странные и удивительные звуки из когда-либо слышанных мной. Это были те самые странные потусторонние звуки, которых я добивался последние 6 месяцев.
Когда я проверил содержимое всех 32 слотов памяти, то увидел, что все они заполнены странными неописуемыми звуками со столь же странными именами, состоящими из странных букв и символов. Это были звуки того типа, что я искал.
Мой ум немедленно стал искать объяснение происшедшему и метался от одной версии к другой: в чип памяти синтезатора попал шальной космический луч, произошел сбой питания, глюк в программном обеспечении, умер жесткий диск, пришельцы пытаются общаться со мной через синтезатор, мои ангелы-хранители помогают мне в создании этого первого альбома и т.д.
В конце концов мне удалось отделаться от этих мыслей и свести все к счастливой случайности с питанием... после чего я немедленно сохранил все эти звуки, на случай если они исчезнут после выключения синтезатора. Вероятно, я так и остался бы при этом мнении, если бы последующие 2 недели не происходило в точности то же самое. Опять 32 новых звука, загруженных в мой синтезатор неизвестно откуда, с таким же прекрасным звучанием и странными буквами, символами и именами. Это продолжалось ровно 2 недели и затем внезапно прекратилось. За это время я собрал в общей сложности 250 звуков, магическим образом появившихся в моей DX7. Самых лучших звуков когда-либо слышанных мной, с целой мини-библиотекой странных символов.
В первом альбоме, "Isle of Skye", выпущенном в 1986 году, использовались исключительно эти звуки. За один месяц его отметили и раскупили все ведущие дистрибьюторы нью-эйдж музыки в США.
В мой дом в Вирджинии приезжал один экстрасенс и “прощупал” мою студию. Мне было сказано, что прямо над синтезатором находится энергетический вихрь... А буквы, символы и звуки – с Сириуса.
... Некоторые из композиций названы по имени звука ведущей партии: "SISIOG", MIZOXY", "COOG-W". Некоторые из символов не соответствовали ни одной букве обычной клавиатуры...
Я до сих пор храню старую DX7. Она стоит прислоненная к стене в моей комнате. Не хочу расставаться с ней: она хранит в себе тайну, и ей нет цены...”
*Комментарий: “Ямаха DX7” – один из первых коммерческих синтезаторов, использовавший метод цифрового синтеза звука (методом частотной модуляции) и интерфейс MIDI. Пользовался бешеной популярностью у музыкантов в 80-е годы.
! По всем вопросам об этой музыке обращайтесь к Нэле (Нэла_Lu-li-n).